ДТП: виноват/невиноват…

Послушав в суде двух свидетелей одного дорожного происшествия, уже не так веришь историкам. («Большая Книга Афоризмов», К. Душенко, 2001 г.)

Жажда острых ощущений и неоправданно рискованное поведение на дороге, незнание или (что категорически недопустимо) осознанное нарушение правил дорожного движения, а так же ошибочное предположение (заблуждение), что исключительно все (независимо от ситуаций) выполняют правила дорожного движения – заведомо преступные действия и «первые ласточки» сотен тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Причиной ДТП могут стать ошибки, допущенные как водителем автотранспорта, так и пешеходом, и велосипедистом (водителем мопеда)…

Факторами риска для первых являются превышение скорости, алкогольное опьянение, неиспользование ремней безопасности, разговоры по мобильному телефону, еда/курение за рулем, высокий каблук, невнимательность, неадекватное поведение в экстремальных ситуациях, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона и т.д.

Что до вторых, то недисциплинированность и беспечность (элементарное незнание правил дорожного движения, переход дороги на «красный свет» или в неположенном месте, неожиданный выход на проезжую часть и т.д.) – гарантия возможного ДТП. Кстати, в Украине именно из-за халатности и безответственности пешеходов происходит каждое третье ДТП.

Относительно третьих, тоже все не просто. Любой велосипедист, который выехал за пределы своего двора, приобретает статус участника дорожного движения. С этого момента все его маневры регламентируются Законом. К данной категории водителей (бич автомобилиста, как ее называют) можно частично применить некоторые факторы рисков, которые уже были описаны выше. Но невыполнение этой категорией требований поведения на проезжей части установленных Законом, так же провоцирует возникновение ДТП: езда на проезжей части лиц, не достигших 14 лет; отсутствие на транспортном средстве световозвращателей; игнорирование факта, что при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на мопеде необходимо включить освещение, на велосипеде — фонарь (фару); двигаясь группами, они должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения; нарушение запрета держаться во время движения за другое транспортное средство; на езду с неисправным тормозом; на езду не держась за руль и снимая ноги с педалей (подножек) и т.д.

Так же не стоит сбрасывать со счетов и то, что спровоцировать ДТП может отсутствие или плохая разметка на дорогах, качество дорожного покрытия, отсутствие знаков на участках дороги, где они должны быть, плохая освещённость как знаков дорожного движения, так и отдельных участков дороги, обстоятельства непреодолимой силы (сильный ветер, молния, град, внезапно упавшее дерево и т.д.).

Но, так как именно транспортное средство является источником повышенной опасности, ответственным за ситуацию на дороге в большинстве случаев считается водитель.

Практика подтверждает, что ни один водитель – невзирая на опыт, аккуратность вождения и точное соблюдение всех правил дорожного движения – не застрахован от ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – это неумышленное событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

Уголовная или административная ответственность водителя возникает в тех случаях, когда в его действиях имеется состав административного правонарушения либо преступления (как правило, совершенного по неосторожности). В обоих случаях могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда).

Конечно же, тот, кто явился участником дорожно-транспортного происшествия, как можно быстрее должен обратиться к адвокату по ДТП, своевременное привлечение которого впоследствии окажет важную роль на исход дела.

Но следует помнить, что «первую помощь» участник ДТП может и должен оказать себе сам, выполнив следующие рекомендации:

  • прекратить движение и оставаться на месте, вплоть до приезда полиции и не покидать место происшествия, даже если вы стали причиной большой пробки и вызываете недовольство других водителей;
  • обозначить место аварийной ситуации всеми доступными средствами и способами (включить аварийную сигнализацию и выставить соответствующий знак);
  • мысленно успокоиться и взять себя в руки;
  • начать оказывать доврачебную медицинскую помощь (в случае необходимости) и ни в коем случае не оставлять пострадавших без внимания (это уголовно наказуемо);
  • вызвать полицию и скорую помощь (при необходимости), сообщить страховому агенту(для оценки нанесенного ущерба), пригласить, по возможности, адвоката по ДТП;
  • обязательно позаботиться о наличии свидетелей ДТП и записать их контакты (фамилии, имена и телефоны) и, по прибытии инспектора, потребовать, чтобы их внесли в протокол;
  • узнать и зафиксировать данные участников ДТП;
  • постараться сохранить место ДТП в первоначальном виде, сфотографировать (фото/видеосъемка) место происшествия и повреждения транспортных средств;
  • указать в протоколе (если вы считаете, что не виновны в ДТП), что вы не нарушали правила дорожного движения;
  • обязательно проконтролировать, чтобы на схеме ДТП были указаны все подробности: дорожные знаки, разметка, тормозной путь. Так же убедиться, что схема привязана не к дорожной разметке, а к стационарным объектам;
  • если вы не согласны со схемой ДТП, прямо на ней (письменно) нужно указать свое несогласие и замечания;
  • в замечаниях обязательно следует указать особые обстоятельства, которые сопутствовали дорожно-транспортным происшествиям: состояние дороги, наличие (отсутствие) разметки и дорожных знаков и т.д.;
  • проверить, чтобы все разделы документов были заполнены и, ни в коем случае, не подписывать документы с пробелами;
  • не отказываться от медицинского освидетельствования и требовать, чтобы его провели в условиях стационара и для всех участников ДТП;
  • проверить, все ли повреждения вашего автомобиля указаны в протоколе и справке для страховой компании и, если есть подозрение на скрытые повреждения, указатьи их.

Четкое и своевременное выполнение всех вышеперечисленных рекомендаций в дальнейшем окажет существенную помощь адвокату по ДТП в его работе.

Адвокат по дорожно-транспортным происшествиям: 

  • консультирует по вопросам, связанным с ДТП;
  • изучает материалы ДТП;
  • настаивает на проведении необходимых процедур по взысканию страхового возмещения и морального и материального вреда;
  • осуществляет обжалование неправомерных действий полиции;
  • назначает экспертизы;
  • ведет уголовное производство;
  • защищает интересы своего клиента в суде;
  • готовит необходимую документацию.

Положительный результат защиты участника дорожно-транспортного происшествия – дело сложное, требующее от адвоката по ДТП определённо практики.

И не маловажным будет тот факт, если и сам адвокат по ДТП является опытным автомобилистом.

Главное, не забывайте, что безвыходных ситуаций не бывает.